20:43 18 Квітня 2019

Ралли «Столица»: три вывода. Третий

В заключительной части обзора речь пойдет уже не о голах-очках-секундах, а о вещах несколько более важных – о самом принципе такой дисциплины автоспорта, как ралли. Приготовьтесь к тому, что картинок тут будет мало, одни буквы. 

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Для начала – немного истории.

2010 год, ралли «Чумацкий Шлях». Ближе к финишу гонки спортивным комиссарам становится известно, что три экипажа (сознательно не называем их фамилии) в одном и том же месте одного из спецучастков отклонились от маршрута соревнования – другими словами, проехали не по дорожной книге. Через некоторое время в распоряжении комиссаров оказывается видео, подтверждающее этот факт, а также протест одного из соперников. Сами экипажи не отрицают факт непрохождения дистанции, объясняя его ошибкой на ознакомлении.

Изучив все обстоятельства дела, комиссары принимают решение – вынести нарушителям наказание в виде временной пенализации. Причем размер пенализации определяется таким образом, чтобы после нее ни один из нарушителей не оказался в числе призеров соревнования, ни в абсолюте, ни в зачетных классах. Проверить написанное легче легкого – просто откройте финальный протокол того соревнования.

Запомнили? Теперь вернемся в наши дни.

2019 год, ралли «Столица». Ближе к финишу гонки спортивным комиссарам становится известно, что несколько экипажей (сознательно не называем их фамилии) в одном и том же месте одного из спецучастков отклонились от маршрута соревнования – другими словами, проехали не по дорожной книге. Через некоторое время в распоряжении комиссаров оказывается видео, подтверждающее этот факт. Сами экипажи не отрицают факт непрохождения дистанции, объясняя его по-разному: наличием зрителей на траектории, отсутствием внятных ориентиров, неточностью дорожной книги и т.п.

Похоже, да? За одним маленьким исключением: во втором случае отсутствовал протест соперника. Собственно, именно по этой причине спортивные комиссары принимают решение – не пересматривать результаты гонки и утвердить их без каких-либо пенализаций или других санкций по отношению к нарушителям.

Это были факты – а теперь перейдем к их оценке. С одним важным уточнением – все, написанное дальше, является личным мнением автора статьи, Владимира Некрасова. Я привык отвечать за свои слова и не хочу, чтобы возможные последствия коснулись кого-то из сотрудников нашего сайта.

Итак, с каким нарушением мы имеем дело в обоих случаях? С абсолютно одинаковым: отклонение от маршрута, предписанного Дорожной книгой. Вот, что говорит об этом Общий регламент чемпионата Украины по ралли:

18.1. ОБОВ’ЯЗКОВИЙ МАРШРУТ

Всі екіпажі отримають Дорожню книгу (Легенду), що містить докладний опис обов’язкового маршруту, якого необхідно дотримуватись. Про будь-яке відхилення від маршруту буде повідомлено Спортивних Комісарів, які можуть накласти пеналізацію аж до дискваліфікації.

18.2. ВІДХИЛЕННЯ ВІД МАРШРУТУ

18.2.1. Під час руху Спеціальною Ділянкою екіпаж вважається таким, який відхилився від маршруту, якщо автомобіль повністю знаходиться за межами траси.

18.2.2. За ненавмисне відхилення від маршруту та коли не отримано ніякої переваги, екіпаж не каратиметься.

18.2.3. За ненавмисне відхилення від маршруту та коли отримано будь-яку перевагу, екіпаж може бути пеналізований часом, який Спортивні Комісари вважатимуть справедливим, з метою ліквідації отриманої переваги.

18.2.4. Не вважається відхиленням від маршруту, якщо після ненавмисного відхилення, повернення на трасу відбувається в тому ж місці, де її було залишено.

Что мы видим в рассматриваемом случае? Спортивным комиссарам было доложено об отклонениях от маршрута, которые были подтверждены видеосъемкой. Съемка не дает понять, было отклонение умышленным или нет, но совершенно четко показывает, что несколько экипажей получили от этого преимущество за счет сокращения дистанции. Комиссары имеют право задействовать пункт 18.2.3 – однако не делают этого за отсутствием протестов или заявлений от других экипажей.

Поступили ли комиссары в соответствии с буквой закона? Да, безусловно. Регламент не обязывает применять наказание, а только описывает его возможные границы.

Поступили ли комиссары в соответствии с духом закона? Нет, ни в коем случае. Потому что дух закона предписывает следить за тем, чтобы все участники соревнования находились в равных условиях.

Что следовало бы сделать комиссарам, на мой личный взгляд? Прежде всего, прийти к выводу, было отклонение умышленным или нет. Для этого можно было вызвать на заседание КСК членов экипажей или их Представителей, Начальника дистанции, Начальника безопасности и Директора ралли, расспросить обо всех обстоятельствах дела и узнать их точку зрения на инцидент. Затем, в зависимости от полученной информации, принять одно из двух решений:

– если отклонение было бы признано умышленным, наложить на экипажи временную пенализацию, размер которой комиссары установили бы сами. Логичнее всего – воспользоваться прецедентом 9-летней давности, с которого мы начали этот разговор. Впрочем, при большом желании можно было бы применить и дисквалификацию – общий регламент это допускает.

– если отклонение было бы признано неумышленным, отменить результаты данного спецучастка или назначить всем экипажам одинаковый искусственный результат, чтобы нивелировать разницу в пройденной дистанции.  

По факту не было сделано ни того, ни другого.

Важно понимать одно: для принятия решений спортивным комиссарам не требуется наличие протестов других участников. Поскольку комиссары олицетворяют высшую спортивную власть на соревновании, они могут просто потребовать соответствующие рапорты у Директора ралли и Начальника дистанции – этого вполне достаточно. Но нет никакой необходимости сталкивать спортсменов между собой, чтобы в результате восстановить справедливость.

Ни один в мире регламент не запрещает комиссарам самостоятельно принимать решения, в результате которых будет восстановлена справедливость.

В данном же случае мы имеем дело с несправедливостью. И неважно, повлияла ли она на итоговый результат соревнования или всего турнира (а сейчас мы этого не знаем и знать не можем, поскольку турнир многоэтапный). Важно, что спортивные комиссары оставили без внимания нарушение одного из основополагающих правил ралли – необходимости строго придерживаться маршрута соревнования.

Это очень опасный прецедент. И больше мне сказать нечего.

Ах, да – надо же сделать третий вывод! Ну так вот он: запомните этот день.

Фото и коллаж © Ралли в Украине

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні