16:54 24 Квітня 2013

Особое мнение: ралли «Черномор»

Крымская гонка, открывшая раллийный сезон в Украине, была во многом показательной – и уж точно дала пищу для массы размышлений. 

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Первый и главный вывод, который сам собой напрашивается по итогам ралли «Черномор», таков: ралли в Крыму в апреле проводить не только можно, но и нужно. Смысл грунтовой гонки, проходящей за месяц до старта большинства гравийных чемпионатов, настолько очевиден, что возникает простой вопрос: и как мы жили без нее раньше? 65 экипажей на старте кубковой гонки – скажу я вам, это и в Прибалтике не каждый день происходит.

Причем ведь основной секрет кроется именно в том, что гонка кубковая, а не чемпионатная! Чуть-чуть менее высокий статус позволяет сбросить груз ответственности за результат и спокойно зайти в сезон – размять, так сказать, занемевшие за зиму руль и педали. Была бы она этапом чемпионата – глядишь, и аварий было бы побольше; а так – всего две «крыши», одна из которых приключилась у «нолей»…

Плюс, конечно же, дорожка. Покрытие, близкое к идеальному, начало разрываться только к середине пятого допа, то есть в момент, когда по ней уже проехали, условно говоря, 240 машин (60 бортов, да по четыре раза каждый). Опять-таки, ширина трассы прощала ошибки, а отсутствие камней, старательно выкопанных в процессе подготовки, стало настоящим бальзамом на души застоявшихся за зиму автомобилей.

Третий немаловажный фактор – погодный – тоже сыграл заодно с двумя предыдущими. Шторм, хорошенько тряханувший Евпаторию, практически не задел Черноморское. Да, в сервисном парке порой поднимался ветер, который я с непривычки описал бы как «шквальный». Однако длился он недолго, а правильно расставленные технички позволяли время от времени находить определенную зону комфорта, где можно было, по крайней мере, отдышаться и прийти в себя.

Опять же, весьма удачно получилось объединить зачеты двух серий – Кубка Лиманов и Кубка Крыма. Чего греха таить, вряд ли в Черноморском собралась бы половина данного пелотона, когда бы на гонке заранее не было поставлено клеймо качества; и клеймо это – Шаповалов. Думаю, не ошибусь, если скажу: каждый, кто узнал, что гонку организует Виктор Александрович, сразу же закрыл для себя ряд вопросов. «Какой будет трасса? Сервис? Будет ли красивое награждение? Хватит ли на всех кубков? Ребята, да ну о чем вы… Витя делает гонку; конечно, все будет на высшем уровне». Это дорого стоит, такой имидж. Тяжело зарабатывается и потому бесценно.

В общем, основной вывод, сделанный мною из ралли «Черномор», звучит так: нужные люди в нужном месте и в нужное время провели хорошую гонку. Все факторы совпали удачно, показав тем самым «дорогу в светлое будущее». Имею в виду, что отныне будет просто грешно не проводить ралли «Черномор» ежегодно, причем именно во второй половине апреля.

Однако идеал, как известно, недостижим – поэтому у человека думающего даже при таком позитивном положении вещей всегда найдется, чем себя озадачить. Так и я – не смог удержаться от того, чтобы не задать самому себе (и вам, дорогие читатели) несколько вопросов. Исключительно риторических, то есть «для подумать».

Вопрос первый: а не кажется ли вам, что при такой длине канала формат «лиманов» (один спецучасток по три раза в две стороны) кое-что теряет? Нет, зрителям, конечно, за счастье – круглый день перед тобой крутится караван машин, а ты можешь при этом хоть на одном месте просидеть. Фотографы тоже млеют: по-моему, 740 кадров с одной гонки Серега Холодило еще никогда не выкладывал. Ну, или, разве что, с Ялты – так и то за три дня работы.

А вот гонщикам, позвольте спросить, по душе ли – десять минут ехать и полтора часа курить? Опять же, кому как. Начинающим длинные сервисы только на руку – там успели приварить, там прикрутить, а надо, так и в город за запчастями съездили. А вот тем, кто уже достиг определенного уровня, такие большие перерывы не по душе. Не стану называть фамилий, но не от одного пилота услышал мысль, мол, «слишком уж расслабляют такие перерывы между проездами».

Что делать? Вот представления не имею, потому и не лезу с готовыми решениями, а пока что просто задаю вопросы. Добавлять к трассе второй спецучасток? Резко возрастают расходы организатора. Ограничивать канал максимальным числом участников? Ну это уже вообще бред, не хватало еще людей в ралли не пускать. А что тогда?

Как вариант, могу предложить создавать какие-то небольшие шоу или, говоря модным словом, «ивенты» для пилотов во время их вынужденного безделья. Допустим, обязать каждый экипаж хотя бы раз за гонку прийти в определенную медиа-зону – записать интервью на фоне баннера организатора, оставить желающим автографы, в каком-то конкурсе поучаствовать. Может, поначалу будут отнекиваться, отказываться, отлынивать – но и 65 бортов на старте не сразу собралось. Постепенно, глядишь, и научатся наши спортсмены не только руль крутить да на педали нажимать, а еще и с журналистами да болельщиками работать. А это тоже полезное умение. И не только в спорте.

Второй вопрос: а почему, скажите на милость, мало кого из участников заинтересовала стартовая ведомость? Ну как же, в прошлом году столько было возмущений – мол, куда меня засунули, почему я должен пыль глотать и так далее. И кое-кто (сразу говорю – не я. Я был, скорее, на стороне возмущенных) на это негромко так отвечал – а вы пойдите в штаб к моменту публикации стартовой ведомости и прямо там убедитесь, что ваша стартовая позиция вас устраивает. А если нет, то у вас есть полчаса на то, чтобы данный вопрос поднять и разрулить.

Ну и кто так сделал, а? Я лично видел только Малова с Николаевым, которые не просто посмотрели на стартовую ведомость, но и даже сфотографировали ее. Вот не знаю, зачем, но отношение понравилось. Допускаю, что и еще несколько экипажей побывали в штабе, но мы с ними разминулись. А все остальные что – в интернете нашли? Так стартовка там появилась ближе к вечеру, когда уже поздно было кулаками махать. А потом опять бы возмущались, если бы вдруг что-то пошло не так… Ну признайтесь, хотя бы себе самому – правду же говорю, да? Возмущаться «потом» все горазды, а предусмотреть и избежать – это слишком сложная наука…

Нет, друзья, давайте будем  последовательны. Нельзя вспоминать о правилах только тогда, когда нас что-то не устраивает. Я сейчас говорю без всяких намеков, никого конкретно не имею в виду, ни на какие личности не перехожу. Я просто хочу, чтобы все мы (или хотя бы большинство) относились к ралли серьезно, и не только тогда, когда задеты наши интересы.

Тем более, что росточки такого отношения налицо, и это не может не радовать. Где это видано, чтобы перед простой кубковой гонкой десять (!) бортов тестировались только в одном лишь Николаеве? А по слухам, были еще частные тесты и в Херсоне, и в Донецке… И лично мне это как раз и говорит о том, что украинские спортсмены сделали еще один небольшой шажок от любительства к профессионализму. Дорога впереди еще длинная, но хоть пошли по ней, уже слава Богу…

Фото © Сергей Холодило

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні