21:39 02 Липня 2007

Особое мнение: ралли «Трембита-2007»

Немного наблюдений и размышлений о третьем этапе чемпионата Украины, которые, как я надеюсь, кому-то могут показаться интересными.

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Находясь на ралли, всегда хочется успеть сделать все – и пофотографировать, и поговорить с гонщиками, и просто понаблюдать за их ездой. К сожалению, чтобы сделать все это, нужно научиться находиться одновременно в нескольких местах. К примеру, красивые фотографии получаются в медленных поворотах, где трасса усыпана гравием, который веером улетает из-под колес, либо у трамплина или брода, либо на прямых, где можно делать динамичные кадры, используя технологию так называемой «проводки». Разговаривать с пилотами и штурманами получается только на открытии гонки, во время сервиса или на церемонии награждения.

Наблюдать же интереснее всего в быстром, ходовом повороте, кривизну которого штурманы обозначают цифрой 2 (представьте циферблат часов, где 0 соответствует прямой, а 6 – развороту на 180 градусов; соответственно «двойка» – скоростной правый или левый поворот). На мой взгляд именно в таком месте лучше всего видна разница траекторий и техники пилотирования. Вот такой поворот (правую «двойку») я и выбрал для наблюдений на СУ11 – третьем допе воскресенья.

Интересное дело. Саша Салюк начинает ставить машину боком задолго до апекса поворота, навскидку – метров за десять до него. Таким образом, входя в поворот боком, его машина уже начиная с апекса колесами смотрит в направлении следующей прямой. Получается, что он как бы упирается колесами во внешнюю траекторию, а это позволяет ему не так интенсивно использовать тормоза. Он фактически не прекращает разгон, проходя поворот в точно контролируемом заносе. Юра Протасов, наоборот, проходит дугу как по рельсам – его машина придерживается траектории, как будто он едет по асфальтовому кольцу, а не по гравийной дорожке. Андрей же Александров исполняет нечто среднее – подходя к повороту по прямой, он перед самым входом делает резкое короткое движение рулем, чуть-чуть выставляя автомобиль боком и направляя его в сторону выхода.

Спрашивать каждого из них, почему он едет именно так, а не иначе, бесполезно – разные стили пилотирования, попросту говоря, «кто как привык». Однако Александров признает, что так быстро ехать в заносе, как это делает младший Салюк, в нашей стране не может больше никто. Видимо, Саша просто настолько точно чувствует машину, что способен интуитивно определять скорость и траекторию прохождения поворота с точностью до секунды и миллиметра.

Ровные Юрины траектории, помимо его кольцевой привычки, в какой-то мере объясняются новыми покрышками BF Goodrich, которые называют самым удачным выбором для N-групповых автомобилей на сегодняшний день. То есть я ни в коей мере не хочу умалить достоинства самого Протасова, который способен ехать очень и очень быстро; но в этих выигранных у конкурентов секундах наверняка есть и доля покрышек. Специалисты говорят, что они одновременно легкие и в то же время прочные, что важно на каменистой трассе; и, кроме того, они чуть уже, чем другие модели, что в дождь должно давать некоторое преимущество.

В то же время Андрей на «Трембите» сразу же поставил себя в несколько невыгодные условия, решив протестировать в боевом режиме совершенно новую и незнакомую резину Silverstone. На каждом сервисе он что-то менял – баланс, давление, настройки подвески… В результате обнаружились как плюсы, так и минусы (причем минусы, с которыми Андрей, по его словам, сам побороться не в силах, и будет делать это совместно с британскими коллегами). То есть тесты можно назвать удачными, но гонка, как для спортсмена уровня Александрова, была провалена. Четвертое место – не его уровень.

На награждении я спросил его – зачем ты это делал? «Видишь, я показал, что даже на новых и пока не самых удачных покрышках можно ехать в пятерке абсолюта. А ведь они гораздо дешевле, чем тот же BF Goodrich или Pirelli…». Я это понял, как намек на ту часть гонщиков, которая не жалеет денег на «самое дорогое все», не желая признать, что в проигранных секундах виноваты в первую очередь они сами, а уже во вторую – покрышки, топливо, дифференциалы и так далее…

Из полноприводных экипажей на «Трембите» я внимательно наблюдал еще за несколькими. Юра Шаповалов ехал с новым штурманом, Кириллом Несвитом, внезапно оказавшимся «вне игры» из-за аварии, в которую попал его пилот, Степан Мазур. Юра – человек довольно сдержанный, но мне показалось, что новым напарником он по-настоящему доволен, и слова «постараемся вместе проехать остаток сезона» прозвучали как лучший комплимент Кириллу. Сам Несвит говорит, что ему очень интересно, поскольку Юре диктовать надо немного не так, как привык Кирилл. Чуть по-другому ставятся акценты, чуть другое значение имеют привычные термины… Это сложнее, но Кирилл, по-моему, очень старательно относится к своему делу, и способен быстро учиться. Думаю, именно этим он Шаповалову и понравился.

Другой вопрос – а с кем поедет Мазур, когда восстановится после аварии? Ответа я не знаю, но понимаю, что ему, ивано-франковцу, не очень удобно было ездить с Несвитом, который живет в Днепродзержинске. Ради каждой тренировки проезжать порядка тысячи километров – это не лучший вариант. Возможно, Степану нужно искать себе штурмана в своем окружении, который будет учиться пониманию раллийной езды вместе с ним.


Другой экипаж, который лично мне очень интересен и симпатичен – Игорь Чаповский и Андрей Николаев. Я прекрасно помню их дебют на «Столице» в 2004 году; более того, у меня дома до сих пор хранится дверная ручка от их Subaru, которую они приложили боком об столб на допе в Бортничах. На «Трембите» у них опять был дебют – новая Impreza N12. Первые два допа одесситы слили почти всем конкурентам. «Я же не знаю, что это за машина и что она может, – объяснял мне Игорь. – Я вхожу в поворот так, как привык, помня, что старую машину здесь начинало чуть-чуть сносить – а эту не сносит! Я вхожу чуть быстрее – ее опять не сносит, она едет туда, куда я хочу. Но предел ведь все равно где-то есть, понимаешь? Вот я его ищу, подхожу к нему постепенно».

На втором же проезде по тем же допам Чаповский снял со своего времени порядка 20 секунд, потом еще и еще… В итоге шестое место в абсолюте. Вроде бы результат хуже предыдущих – в Каменце были пятыми, в Херсоне – четвертыми… Опять слово Игорю: «Я вижу по своим отрывам от лидеров, что сейчас еду точно так же, как и на старой машине. Но если на старой мне для этого надо было напрягать все силы, то на новой я добился тех же результатов, напрягаясь в два раза меньше». Что добавить? Ждем вас на подиуме, ребята!

Еще одна интересная пара экипажей – Иван Герман/Иннесса Тушканова и Руслан Кучер/Андрей Бовкун. Я отсекал времена гонщиков на СУ6, примерно за километр до финиша. Это был доп, где убрался Володя Петренко, и всем, кто ехал за ним, дали одинаковое время; поэтому мои слова ни один протокол не подтвердит. Но я точно знаю, что на этом допе Герман вез Кучеру 11 секунд! При этом что у Вани древняя Subaru GT, что у Русика Impreza не первой свежести… В общем, за этой дуэлью наблюдать было очень интересно, пока на восьмом допе на сошел Герман, а на 15-м – Кучер.

Что же будет? Герман – я уверен! – будет прогрессировать и дальше. После большого перерыва его гоночной карьеры он постепенно вкатывается в свой прежний темп; и когда он его наберет, кое-кто потеснится. Более того, мы не перестаем надеяться, что рано или поздно Ваня пересядет на более современную Impreza, и начнет сражаться в пятерке-шестерке абсолюта (более того, Андрей Александров говорил, что и перед «Трембитой» предлагал Герману в аренду свою собственную Impreza N10, но тот отказался, понимая, что для этого еще не пришло время).

А вот полноприводная карьера Кучера под угрозой. Авария, в которой больше всего пострадал его штурман, Андрей Бовкун, сказалась не столько на технике (автомобиль уже сейчас вовсю восстанавливается в боксах на «Чайке»), сколько на психологии. Совершенно неизвестно, захочет ли Андрей продолжать недавно начатую карьеру штурмана после столь тяжелого потрясения; впрочем, я пожелал ему скорейшего возвращения в строй со страниц «Автоцентра», повторю свои пожелания и здесь.

Фото © Алексей Горбенко, Владимир Некрасов

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні