![255 110 Melnichuk 001](images/banners/ads/255_110_Melnichuk_002.jpg)
Всезнающая Википедия рассказывает о городе Рованиеми следующее: административный центр провинции Лаппи является двенадцатым по величине городом в Финляндии и – оказывается! – крупнейшим по площади городом Европы. Расположен он всего на 8 км южнее Полярного круга (причем, это явно касается административного центра; а какие-нибудь окраинные районы, с учетом сказанного выше, вполне могут находиться уже в Заполярье). Естественно, весь мир мечтает хоть раз попасть в Рованиеми из-за одной, но легендарной достопримечательности: деревне Йоулупукки (которого в англоязычных странах знают, как Санта-Клауса).
Однако в нашем случае наиболее привлекательным является не «всемирный новогодний штаб», а совершенно другое «учреждение»: уникальный раллийный тренировочный комплекс Snow Rally Rings. Расположен он в 60 км от Рованиеми и представляет собой территорию площадью примерно 700 кв. км, полностью испещренную дорогами, которые у нас, скорее всего, имели бы статус проселочных. Проходят они по совершенно разному рельефу, начиная от широкой поверхности замерзшего озера и заканчивая узенькими тропинками в лесу. В сумме же, по приблизительной оценке, из этих дорог можно сконфигурировать порядка 300 неповторяющихся километров тренировочной дистанции.
![](images/pictures/2015/reviews/RY201500_PR6_3.jpg)
Eurolamp World Rally Team, чей системный подход ко всем без исключения вопросам хорошо известен, использует Snow Rally Rings максимально эффективно. В начале межсезонья в Финляндию отправляются два спортивных автомобиля – MINI John Cooper Works S2000 и Mitsubishi Lancer Evo IX, – а также полный комплект ЗИПа к ним. В наличии есть все: от бамперов, которые традиционно причисляются к расходникам, и до запасных двигателей и КПП. Задача ясна: ни одна поломка не должна сорвать или даже на короткое время застопорить тренировочный процесс.
Таким образом, логистика сводится к самым простым вещам. Экипаж летит в Хельсинки, откуда следует еще один часовой перелет до Рованиеми. На базе все готово, задача пилота и штурмана – надеть комбезы и шлемы, сесть в спортивный автомобиль и работать, пока позволяет короткий полярный световой день. А когда он заканчивается – включать дополнительные фары и продолжать работать дальше).
![](images/pictures/2015/reviews/RY201500_PR6_1.jpg)
Безусловно, прелесть данного тренировочного комплекса во многом определяется климатическими условиями. Средняя температура с декабря по февраль в Рованиеми стабильно держится на отметке «минус одиннадцать». Это означает, что ранним утром мороз может доходить и до тридцати; при этом оттепель тут – явление из ряда вон выходящее. Как следствие, можно быть уверенным, что запланированные тесты не сорвутся, и солидные средства не будут потрачены зря.
В очень далеком приближении схема тренировочного процесса Валерия Горбаня и Владимира Корси выглядит следующим образом. Сначала экипаж «раскатывается» по озеру, где можно достаточно безболезненно нащупать грань сцепления автомобиля с поверхностью трассы. По мере обретения уверенности маршрут меняется, уходя в лесную часть комплекса. Начинать с нее неразумно – уж слишком близко к дорожке растут вековые деревья. А вот закреплять обретенные рефлексы и навыки – то, что надо.
![](images/pictures/2015/reviews/RY201500_PR6_8.jpg)
Само собой, столь удобное, надежное и полезное для развития гонщиков место пользуется стабильной популярностью в узких спортивных кругах. Только в последнее время время на Snow Rally Rings были замечены Андреас Айгнер, Алексей Лукьянюк с многочисленными учениками, Харри Рованпера с сыном Калле и множество других пилотов, желающих учиться и прогрессировать. Само собой, работает и местная школа вождения Ice Experience, располагающая, как видно на фото, симпатичными баварскими седанами.
Что же ищут раллисты в снегах Лапландии? Секунды, километры в час, миллиметры траекторий? В конечном итоге – да, все сводится к цифрам. Но в ходе тренировок на времена мало кто смотрит – ведь гораздо важнее понять, услышать собственные ощущения, приобрести уверенность в своих действиях, подойти поближе к границе технических и человеческих возможностей. По окончании тестов нельзя «подбить баланс» и удовлетворенно поставить галочку в графе «скорость выросла на столько-то». Можно лишь отправиться на ближайшее соревнование с большей уверенностью в своих силах – и уж там смотреть, в каких цифрах они, эти силы выражаются.
![](images/pictures/2015/reviews/RY201500_PR6_6.jpg)
Увы, большинству украинского пелотона данная академия не по карману – особенно в наше непростое время. В то же время, для экипажа, который ставит перед собой по-настоящему высокие задачи, Snow Rally Rings является просто-таки кладом. А заодно ведь можно и к Санта-Клаусу в гости завернуть…
Фото ©