12:27 15 Травня 2019

Ралли «Фортеця»: мини-WRC

Одно из самых ярких впечатлений от ралли «Фортеця» у присутствующих оставили, безусловно, два ярко-зеленых Mini JCW WRC – с них мы и начнем серию обзоров этой гонки.

Появление автомобиля класса WRC на украинском ралли – событие само по себе не рядовое. Пальцев на одной руке хватит, чтобы пересчитать все «вэ-эр-си», когда-либо поднимавшие пыль на допах от Ужгорода до Донецка, а именно:

Ford Escort WRC Василия Ростоцкого – автомобиль, присутствовавший в ЧУ на протяжении двух полных сезонов, 1999 и 2000. Само собой, оба раза чемпионские титулы в абсолютном зачете становились добычей этой машины и ее владельца.

Ford Focus WRC Дугласа Холла и Эндрю Тинклера – две британских машины, принявших участие в ралли «Столица» 2004 года. Холл достаточно легко выиграл ту гонку, а вот Тинклер, будучи, по сути, пилотом-любителем, с огромным количеством ошибок добрался до финиша лишь седьмым, уступив даже двум кит-карам.

Mini JCW WRC Валерия Горбаня – первый и до минувшего уикенда последний раз выходила на трассу украинского ралли в Херсоне три года тому назад. Результат, конечно же – «золото» абсолюта.

Вот, собственно, и все. Поэтому когда фамилии Валерия Горбаня и Игоря Чаповского на двух одинаковых Mini WRC появились в заявочном листе «Фортеци», только совершенно равнодушный к ралли человек мог оставить это без внимания. Большинство же фанатов автоспорта радостно взвыло и кинулось выкупать оставшиеся в Каменце-Подольском гостиничные номера, хостелы, дополнительные раскладушки и свободные лавочки в парке.

Да простят меня Валерий Горбань и Сергей Ларенс, но их победа была делом, в общем-то, предсказуемым. Знакомые (по большей части) дороги, самый энерговооруженный в пелотоне автомобиль, огромный накат, колоссальный опыт – помешать выиграть эту гонку Валерию мог только он сам. Ралли – это сложный спорт, и любая ошибка могла свести на нет все вышеописанное преимущество. Горбань ошибок – по крайней мере, грубых – не допускал, а потому вполне логично выиграл все спецучастки и гонку в целом.

Куда как любопытнее было наблюдать за ездой и результатами экипажа Игоря Чаповского и Ивана Мишина. Наверняка Игорь при следующей встрече оборвет мне уши за то, что я сейчас напишу – но, тем не менее, удержаться я не могу. Прежде всего потому, что выступление Чаповского на данной гонке можно вставлять в раллийные учебники, как иллюстрацию к статье «Что такое автомобиль WRC и как с ним бороться».

Дело ведь в том, что среди болельщиков (а по большому счету, и среди многих спортсменов) бытует мнение, что машина WRC – это самовозка. Якобы ее техническая вооруженность настолько серьезна, что выигрывать на такой машине может и должен любой, кто не путает педали и способен отличить правый поворот от левого. Между прочим, в некоторой мере жертвой этого заблуждения стал и Горбань, которому после побед в чемпионатах Эстонии и Латвии не раз довелось услышать нечто вроде «таааа, на WRC каждый может».

Ну вот давайте посмотрим, каждый ли может.

Значит, Игорь Чаповский в своей раллийной карьере провел 59 (теперь уже 60) гонок. Он дважды становился победителем Кубка Лиманов и один раз выиграл сложнейшее асфальтовое ралли «Ялта». Управлял тремя разными автомобилями Subaru и одним автомобилем Mitsubishi – все были подготовлены по требованиям чистой группы N4. При этом большинство людей, хоть что-то понимающих в ралли, сходятся на том, что за семь лет выступлений Чаповский не раскрыл и половины своего потенциала – просто в силу того, что не уделял должного внимания тестам и тренировкам. Собственно говоря, он и сам это всегда охотно признавал.

И вот такой спортсмен после девятилетнего перерыва садится в совершенно незнакомый автомобиль, который по своим ТТХ на голову превосходит все его предыдущие машины. Рефлексы, выработанные на N-групповой технике, никуда не делись. Умение записывать стенограмму и воспринимать ее – немного подзабыто, но в целом присутствует. Знаний и понимания дороги – вполне достаточно. Штурман новый – но друг по жизни и тоже не последний человек в спорте.

Так вот, при всем этом достаточно неплохом наборе вводных Чаповский на первых воскресных допах проигрывал Горбаню примерно по 4 секунды с километра. На одинаковой, прошу заметить, технике (исключая разве что тонкие настройки подвески). И лишь к концу гонки Игорю удалось сократить отставание до трех секунд с километра и показать второе время в абсолюте на финальном СУ.

Вы скажете, что перед этими спортсменами стояли разные задачи? А чем они отличались? И Валерий, и Игорь, прежде всего, преследовали цель преодолеть всю дистанцию без эксцессов, не повредить дорогую (а она реально дорогая) технику и получить удовольствие от хорошей гонки. Конечно, Чаповский перестраховывался больше – но и Горбаню особой нужды рисковать и «валить на все деньги» не было. Поэтому разрыв между ними вполне можно назвать объективным.

Так откуда же он взялся, если WRC – такая уж прямо самовозка, как о ней говорят? И вот тут точнее всего сформулировал сам Чаповский. «Представь, что у тебя есть два телефона, – сказал он. – Например, старая Nokia и новый айфон. И тот, и другой позволяют тебе позвонить кому-то и поговорить. Только у айфона кроме этого есть еще тысяча функций, половину из которых ты даже не знаешь.

Вот именно так было и сегодня. Я проехал гонку на автомобиле WRC, использовав минимум его возможностей. Я не знаю и не могу знать все, на что он способен. А вот Валера – знает. Он потратил годы на то, чтобы изучить этот автомобиль, и теперь владеет им в совершенстве. Вот в этом и разница». 

К чему все это было сказано? Да к тому, что расхожее мнение, мол, «сел на WRC и всех отодрал» – полнейшая чушь и глупость. Каким бы мощным, управляемым и крепким ни был автомобиль, но чтобы побеждать на нем, нужно изучить его досконально, положив на это кучу времени, сил и средств. Без этого даже подготовленный и опытный пилот выжать из WRC максимум просто не сможет. Как говорится, доказано Чаповским.

PS. Не могу не рассказать еще об одном моменте, который уж очень понравился – хоть и не имеет отношения к скорости. На церемонии награждения ралли «Фортеця», когда дошла очередь до Игоря Чаповского, он первым делом поднялся на сцену, отобрал у ведущего микрофон и… извинился перед зрителями (внимание!) за то, что не смог на открытии гонки выйти из автомобиля и поприветствовать их. Мол, не подумайте, что это неуважение – просто, говорит, я не знал, как эту машину на ручник поставить, а глушить ее нельзя))).

Эта короткая речь была встречена самыми бурными аплодисментами в тот вечер. И вот это, пожалуй, важнее любых голов, очков и секунд. Потому что главное – оставаться человеком, даже если ты выступаешь на самом дорогом спортивном автомобиле в радиусе нескольких сотен километров вокруг.

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Владимир Некрасов, Денис Сисин, архив «Ралли в Украине»

Читайте також: