11:46 26 Березня 2020

Раллийные «японцы»: Suzuki

Украинская раллийная «карьера» Suzuki ненамного богаче, чем рассказанная нами ранее история Mazda – хотя, на самом деле, все могло бы быть по-другому.

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Мало кто знает, что почти двадцать лет тому назад, в начале 2000-х, в Украине существовал проект создания фирменной раллийной команды Suzuki. Автором идеи был днепровский спортсмен и организатор соревнований Борис Пергат; он же и вышел с соответствующим предложением к только-только появившемуся тогда в Украине официальному дилеру японского бренда. Как ни странно это слышать сейчас, задумка нашла поддержку у руководства компании! Пергат вернулся со встречи окрыленный, но… из-за возникших в коллективе разногласий проект пришлось свернуть, едва начав.

Тем не менее, один автомобиль Suzuki Swift GTI первого поколения, которому отводилась ключевая роль в несостоявшейся команде, был все-таки куплен и подготовлен Пергатом к боевому старту в чемпионате Украины 2003 года. Машина эта несколькими годами раньше мелькала на отдельных гонках в роли автомобиля безопасности – в частности, есть (правда, не подтвержденные документально) сведения о том, что пилотом «нолевого» экипажа на ней стартовал Игорь Лапшин, бывший когда-то штурманом Валерия Разумовского.

А вот что автор этой статьи видел лично – так это участие данного Suzuki в киевском ралли «Столица» в 2001 году в качестве автомобиля Safety B. Управляли «свифтом» две девушки, Галина Алмазова и Виктория Шилова (если интересно, погуглите и удивитесь тому, насколько по-разному сложились судьбы каждой из них). По уникальному стечению обстоятельств, именно эта фотография попала в обзор «Столицы», вышедший тогда в журнале «Автоцентр» – возможно, потому она и дожила до наших дней в цифровом виде.

Но вернемся в Днепр, к Борису Пергату. Пилот готовил машину к старту в классе У1400, где она могла бы быть более чем конкурентоспособна – легкая, мощная и потенциально более надежная, нежели отечественные «Таврии». Увы, уже после приобретения «свифта» в регламент чемпионата Украины были внесены поправки, запрещавшие участие в классе У1400 автомобилей с 16-клапанными двигателями…

Как следствие, свою единственную гонку на Suzuki Swift Борис Пергат провел в зачете старшего класса А8 – было это на ралли «Днепр» 2003 года. Гонка сложилась для пилота весьма непросто – там были и вылет с трассы, и пожар, и прохождение половины гравийной дистанции без защиты двигателя… Результат – шестое место в классе и одно-единственное зачетное очко.

Дальнейшая судьба красного «свифта» многочисленными подробностями похвастаться не может. Пересев на более мощную Honda Integra, Пергат отдал Suzuki молодому спортсмену Валерию Марголенко, который провел на нем сезон-2004. Бороться на равных с соперниками в классе А7 Валерий не мог – но, тем не менее, на подиум однажды заехал (это было ралли «Карпаты», финальный этап ЧУ-2004).

По окончании сезона машина вернулась к Пергату и через некоторое время была продана частному владельцу в Харьков, где ее следы теряются. Зато через шесть лет, в 2010-м на раллийной сцене появляется аналогичный Suzuki Swift GTI белого цвета, на котором стартует черкасский гонщик Александр Лисаченко. Дебют машины приходится на кубковое ралли «Славутич», которое стало попыткой черкасчан возродить некогда славную гонку, проходившую еще во времена Советского Союза.

Если у кого-то могли возникнуть подозрения, что белый и красный Suzuki – это один и тот же автомобиль, то мы их опровергнем. По совершенно точной информации до 2010 года в белом «свифте» вообще не было каркаса безопасности, так что о совпадении речи быть не может.

В профессиональном ралли Лисаченко стартовал четыре раза (причем, один из них – с одним из известных спортсменов советской эпохи, Владимиром Понедельником, в роли штурмана). Сложно сказать, что сыграло ключевую роль – неопытность пилота или трудности с подготовкой редкого ралликара; да только выше четвертого места в классе Александр ни разу не поднялся. Машина, о которой идет речь, по-прежнему находится в Черкассах и в настоящее время выставлена на продажу.

В том же 2010-м году украинский раллийный пелотон пополнился и еще одним автомобилем Suzuki Swift Sport – на этот раз уже второго поколения. Машина была построена по задумке киевского гонщика Юрия Яковенко; и проект «Ралли в Украине» гордится тем, что присутствовал на ее самых первых ездовых испытаниях. Кстати, интересно, что за рулем автомобиля на тех тестах (проходили они на киевском автодроме «Феофания») был не кто иной, как Руслан Кучер!

Доведя машину до боевой готовности, Яковенко первым стартовал на ней лично – было это на николаевском этапе Кубка Лиманов 2010 года. Сходу занятое четвертое место в самом популярном лимановском классе Р6 показало – будущее у автомобиля есть. И первым, кто разглядел это, стал одесский спортсмен Алексей Сайфудинов, у которого «свифт» обосновался почти на целое десятилетие.

«Совместная жизнь», как это часто бывает, не была сплошным праздником – более половины стартов Сайфудинова на Suzuki закончились сходами с трассы по тем или иным причинам. Ко всему добавилась еще одна деталь: подготовленная в строгом соответствии с омологацией, машина, согласно действовавшему регламенту ЧУ, попадала в международный класс N2 (позднее – класс 6). Увы, реалии украинского ралли были таковы, что в большинстве случаев Алексей стартовал в зачете этого класса… один.

Исключением стал 2013 год, когда в чемпионате Украины подобралась разношерстная интернациональная компания – в том числе, и в классе 6. В том сезоне, в особенности на асфальтовой «Ялте», Swift показал себя во всей красе: три победы при четырех стартах и итоговое первое место в классе!

Тем не менее, перспективы машины в омологированной комплектации были туманными – поэтому Сайфудинов, в качестве эксперимента, переоснастил ее турбированным двигателем, позволявшим более-менее на равных конкурировать с соперниками по классу 2WD Open. Однако турбомотор усилил возникавшие и ранее проблемы с приводами, из-за которых одесситу в течение 2017 года так и не удалось ни разу финишировать.

Долгие эксперименты с подвеской позволили-таки сделать машину «доездной» – все три старта в сезоне-2018 закончились полноценными финишами (хотя иногда, как на ралли «Столица», машина доезжала до подиума «на честном слове»). Тем не менее, со следующего сезона Алексей пересел на более распространенный Ford Fiesta ST, а Suzuki переехал в Киев, в распоряжение Юрия Ивахно.

Отметим, что возвращение «на историческую родину» (а также «откат» к атмосферной версии 1,6-литрового мотора) пошло на пользу машине – с точки зрения турнирных результатов. Трижды стартовав на этапах ЧУ-2019, Ивахно все три раза увидел финиш (причем, однажды – даже после переворота через крышу). Лучшим же результатом сезона стал подиум – третье место в классе на ралли «Ворота Украины».

Раллийные «японцы»: Mazda

Раллийные «японцы»: Nissan

Фото © Сергей Холодило, Александр Василюк, Сергей Кузьмич, Сергей Суховский, Владимир Рыбалко, Владимир Некрасов

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні