18:07 09 Квітня 2018

«Ралли в Украине»: мы разговорили Стига!

Загадочного персонажа по имени Стиг никто и никогда не слышал. Проекту «Ралли в Украине» повезло – он сам позвонил нам в редакцию и попросил взять у него интервью...

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Конечно же, мы не могли упустить такой шанс. Человек, чье лицо всегда скрыто под гоночным шлемом, может позволить себе говорить правду и ничего кроме правды. Он не боится за свою репутацию, он не рискует потерять друзей или клиентов, он абсолютно свободен в выражении своих мыслей. Поэтому нам оставалось только молчать и записывать каждое его слово…

О гонщиках

Я не говорю о том, что сейчас гонщики стали быстрее или медленнее. Я говорю только о том, что они перестали быть героями. Когда-то давно, в моем детском воображении автогонщик был кем-то вроде пожарного. Большой, добрый, сильный, в ярком комбинезоне. Человек, который может достать кошку из огня. Человек, который может заехать в поворот на скорости 200 и ему ничего не будет. Понимаете? Это одинаковый героизм, если сравнивать его по степени риска.

Так вот последним настоящим гонщиком был Юра Кочмар. Целеустремленный, собранный, смелый, очень добрый и очень порядочный. Вот он был героем. С тех пор, как его не стало, героев больше нет. Есть люди, которые за большие деньги покупают себе адреналин. Но они не герои, они такие же потребители, как и все остальные, просто с большими возможностями.

А быстрый ты или медленный – детям это не очень важно. Это важно только тебе самому, когда ты кого-то объехал, или тебя кто-то объехал. И вот вы на подиуме стоите на разных ступеньках пьедестала – кто-то выше, а кто-то ниже. Но для детей, которые смотрят на вас снизу вверх, вы одинаковые. И вы должны быть героями. Потому что если не будет героев, то смысл автоспорта пропадет от слова «совсем».

Об организаторах

Организаторы гонок в нашей стране – это совершенно уникальные люди. Потому что они, с одной стороны, занимаются бизнесом и зарабатывают на этом деньги – но с другой, их вообще никто не контролирует. И я говорю не о ФАУ, которой это было бы положено делать просто для сохранения своего лица. Но организаторов не контролируют даже те, для кого они делают эти гонки.

Это парадокс, но они делают продукт для идеального потребителя. Если человек придет в супермаркет и купит там просроченное мясо, он устроит скандал, и в итоге ему вернут деньги, извинятся, уволят кого-то, может быть. Но если человек приехал на гонку, а она плохая, то перед ним в большинстве случаев никто даже не извинится. Потому что это бизнес без контроля. Это как паленая водка в 90-е. Покупай, но помни, что если ты отравишься, то никто не уронит слезу на твоей могиле.

Вот точно то же самое и с организаторами. Шаповалов будет крыть участников матом, а они все равно будут выстраиваться в очередь на админку. Петрищев будет сталкивать дорожки лоб в лоб, а Херсон все равно будет самой популярной гонкой страны. Гонщики – это идеальные потребители, потому что они никогда и никому не будут жаловаться.

Об автомобильной федерации

То, что происходит в ФАУ сейчас – это эффект маятника. Вспомните 2012 и 2013 годы, когда у руля был Янукович-младший. Тогда при помощи денег и писем с нужной подписью открывались все двери. Вот вообще все, вплоть до губернаторов областей и главных ментов. И, конечно же, все очень хорошо и быстро развивалось, потому что любое официальное лицо в стране считало своим долгом помочь сыну президента. Раз у него такое хобби – значит, надо ему в этом помочь. Все, точка.

Но как только изменилась картина в стране, эта система рухнула, как карточный домик. Точнее, не так: в этот момент выяснилось, что системы, как таковой, просто не было. Были деньги и письма. А без них, как оказалось, ничего не работает.

Если бы тогда, четыре года назад, президентом ФАУ стал Валера Горбань, он, возможно, сумел бы построить систему – так, как он сделал это в ралли. То есть он засадил бы в этот процесс кучу денег – миллион, два или десять, нанял бы толковых людей и они бы построили систему. И сейчас, в 2018 году, она бы, скорее всего, уже работала.

Но Валера выборы проиграл, потому что он человек очень честный и наивный, и он думал, что все вокруг видят его результаты, его любовь к автоспорту, и его возможности тоже. И он не посчитал нужным себя перед выборами рекламировать. Наверное, он думал, что честность и порядочность и так всем видны. А оказалось, что нет, никому они не видны. А видно только то, что рекламируют.

И, проиграв выборы, Валера полностью забил на украинский автоспорт. А у нынешних руководителей ФАУ нет возможности или желания засадить в этот процесс один, два или десять миллионов, они пытаются построить систему без денег. Но без денег к ним не идут работать профессионалы. А без профессионалов они ничего путного построить не могут. Все, круг замкнулся.

Об ответственности

Если говорить о порядочности, то надо говорить и об ответственности. Украина никогда не станет Германией или Финляндией, потому что украинцам чуждо чувство коллективной ответственности. Украинец несет полную ответственность за то, что принадлежит лично ему – будь это дом, огород или гоночная машина. Но как только дело касается коллективной ответственности, никого нет. Общее – значит, ничье.

Когда в 1973 году в Формуле-1 погиб Франуса Север, его друг сэр Джеки Стюарт больше не вышел на старт ни разу. Он посвятил остаток жизни повышению уровня безопасности в гонках. Благодаря ему появились дуги безопасности, кевларовые шлема и много чего еще. Потому что сэр Джеки чувствовал ответственность не только за себя лично, но за всех своих товарищей по автогонкам. И в большей мере за тех, кто придет в автогонки потом, после него.

В Украине, в прошлом году, когда погиб Сергей Коробейников, ходили слухи, что собралась какая-то инициативная группа, обсуждала создание профсоюза гонщиков, чуть ли не до написания устава дошло. Но, как мы видим, ничего не произошло. Значит, даже смерть одного из гонщиков не заставила других что-то изменить. Значит, у нас нет сэра Джеки Стюарта. Ну, будем надеяться, что пока нет. 

О деньгах

Все, кто занимается автоспортом, уверяют других, что без денег тут делать нечего. Это полная чушь. В автоспорте платят только пилоты, все остальные зарабатывают. Поэтому без денег нельзя стать только гонщиком, любую другую роль в автоспорте можно играть без денег.

То есть, конечно, что-то тратить все равно придется – потому что это постоянные разъезды, это гостиницы, одежда, фотоаппарат, квадрокоптер и так далее. Но это обстоит точно так же в любом другом спорте, и вообще в любом хобби. Кто-то катается на лыжах, кто-то ныряет с аквалангом, кто-то ездит на гонки. Это разные увлечения, и все они требуют плюс-минус одинаковых денег.

Поэтому когда люди говорят, что автоспорт очень дорогой – нужно это очень тщательно фильтровать. Дорого быть гонщиком, содержать команду, тренироваться, ремонтировать машину. Но быть в автоспорте, если ты его любишь, вовсе не дорого. И это приносит огромное удовольствие – даже несмотря на все, что было сказано выше…

PS.

Конечно же, наш сегодняшний гость имеет имя и фамилию, и, наверное, это все же не Стиг. Но, согласно нашим договоренностям, мы никогда не раскроем инкогнито этого человека. Впрочем, гадание в комментариях не воспрещается…

Фото © politros.com

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні