19:17 21 Червня 2021

Надежда Соболева: «Папа пока что быстрее…»

Как вы думаете, кого в первую очередь хотела бы победить Надежда Соболева? Мы спросили об этом у нее самой.

АвторВолодимир НекрасовВолодимир НекрасовПрофіль »

Украинская раллийная история знает немало случаев, когда сыновья именитых отцов шли по их стопам и добивались не меньших (а порой и бОльших) успехов. Александр Петрович и Саша Салюк, Николай Петрович и Коля Чмых, Леонид Александрович и Юра Протасов – примеры, как говорится, налицо. В то же время успешных «папиных дочек» мы навскидку назовем немного – на ум приходят разве что дочери Дмитрия Яновича Франчука, Наталья и Янина, да все та же Ирина Протасова.

В прошлом году в ралли дебютировала дочь известнейшего кроссового и раллийного пилота, многократного чемпиона Украины Николая Соболева – Надежда. Дебют получился, скажем так, неоднозначным: с одной стороны, экипаж Надежды Соболевой и Татьяны Кравцовой трижды финишировал на второй позиции в трех гонках Кубка Лиманов. С другой – давайте, все же, не будем забывать, что в двух случаях из упомянутых трех количество стартующих в данном классе не превышало количества призовых мест.

Однако раллийный сезон 2021 года подарил нам совершенно новую Надежду. В первой же гонке чемпионата Украины, тяжелейшем «Чумацком Шляхе», она вновь финишировала на второй позиции – только теперь этот результат был добыт в борьбе с семью соперниками. Больше того, и на втором этапе ЧУ, ралли «Галиция», экипаж Надежды Соболевой и Арины Яровенко лидировал после двух третей дистанции, опережая соперников больше, чем на полторы минуты! Досадный сход не позволил воплотить преимущество в зачетные очки – но, несмотря на это, о Соболевой заговорили, как о потенциально самой быстрой девушке в пелотоне.

Приятно, что при этом ни о какой «звездной болезни» в отношении Нади речь не идет – она охотно общается на любые темы, совершенно спокойно признает собственные ошибки и не делает тайны из своих планов, целей и амбиций. Именно поэтому наше интервью началось с прямого вопроса, который в последнее время задают все больше болельщиков молодой спортсменки…

«Ралли в Украине»: Надежда, давайте я сразу спрошу «в лоб»: правда ли, что вы собираетесь пересаживаться на Mitsubishi Lancer Evo?

Надежда Соболева: Да, план такой есть – но раньше осени этого точно не произойдет. Только в конце сезона мы будем принимать решение в зависимости от моих результатов. Если год пройдет успешно, мы, наверное, попробуем выехать на Evo на какую-то кубковую или любительскую гонку. Если нет – я поеду еще один сезон на ВАЗ 2108. Но в любом случае, до конца этого года никаких изменений в технике не будет.

«Ралли в Украине»: Почему так?

Надежда Соболева: Потому что в данный момент я еще очень многого не знаю и не умею. У меня очень хорошо подготовленный автомобиль, это правда. Но те, кто говорит, что я выжала из него максимум, ошибаются. Я уверена, что, если бы, например, на эту же машину сел мой папа, он на длинном допе «привез» бы мне секунд тридцать как минимум.

«Ралли в Украине»: Надо полагать, благодаря своему опыту, он просто делал бы меньше ошибок…

Надежда Соболева: Конечно, он делал бы меньше ошибок – но он и ехал бы по-другому. Где-то позже тормозил бы, где-то выбирал другую траекторию. Когда мы с ним садимся в одинаковые автомобили и едем в Дружковке на тренировочную трассу, мы показываем очень близкие времена, буквально в секунде друг от друга. Но ралли – другое дело, здесь папа был бы однозначно быстрее.

«Ралли в Украине»: Вы говорите, что многого не умеете – но при этом достаточно часто показываете лучшие результаты в классе 2WD. На кого вы ориентируетесь по временам, когда соперники едут медленнее?

Надежда Соболева: Это сложный вопрос. Отвечу так: когда мы финишируем на спецучастке, мы сначала смотрим на свое время и времена соперников по классу, а затем – на результат Сергея и Насти Ивченко. Наверное, они и есть наш ориентир. С одной стороны, для них это первый сезон на новой машине, и они иногда ошибаются, как и мы с Ариной – но с другой, это очень хороший экипаж, на который можно равняться.

«Ралли в Украине»: Раз уж заговорили об ошибках – что же случилось на «Галиции», когда вы слетели с дороги и выбирались при помощи болельщиков?

Надежда Соболева: На самом деле, мало кто знает, что это была не первая наша ошибка на том спецучастке – незадолго до этого мы плохо проехали брод. И это как раз тот случай, который показывает, что я многого не умею – например, справляться со своими эмоциями. Я расстроилась и, судя по всему, потеряла концентрацию.

А вторая причина – это недостаточно точная стенограмма. Место, где мы вылетели, очень непростое – это поворот после длинного прямика, очень скоростного. Пожалуй, раньше в ралли я так быстро нигде не ехала, как на этом прямике. Нам следовало на ознакомлении как-то дополнительно отметить это место – например, добавить там слово «Тормоз» или что-то в этом роде. Поставить на нем акцент. Мы этого не сделали – и в какой-то момент я поняла, что опоздала и в поворот уже не попаду.

И тут нужно было принимать какое-то решение. Если бы я все же попробовала заехать в поворот – это могла бы быть крыша. Ехать прямо было нельзя, там стояли люди. Вот поэтому я и направила машину в бугор – мне показалось, что это было самым безопасным решением. К счастью, так и получилось – ни машина, ни мы, ни зрители не пострадали.

«Ралли в Украине»: Так разве не этот вылет стал косвенной причиной вашего схода?

Надежда Соболева: Нет, совершенно точно нет. Мы не повредили машину в этом месте, и осмотр на сервисе это подтвердил. Причиной схода стал отказ техники; мы точно еще не уверены, но похоже, что дело в бензонасосе.

«Ралли в Украине»: Вы упомянули о неточности в стенограмме. Разве вам некому было указать на эту ошибку? Ведь и Николай Соболев, и Татьяна Кравцова всегда рядом с вами – в том числе, они были и на «Галиции»…

Надежда Соболева: О, я уверена, что если бы стенограмму со мной писала Таня, она, как опытный штурман, непременно обратила бы мое внимание на это место! Но дело в том, что ни Таня, ни папа не подсказывают нам по ходу гонок без крайней необходимости. По сути, нам, как экипажу, предоставлена полная самостоятельность. Это принципиальная папина позиция. Он говорит так: «Когда я увижу, что ты перестала развиваться – тогда я подскажу тебе, куда двигаться дальше. Но пока ты прогрессируешь – я не буду вмешиваться. Ты должна пройти через все сама, чтобы быть готовой к любой ситуации».

Так что – нет, папа не подсказывает нам по любому поводу. Он даже онборды наши почти никогда не смотрит – хотя вот после «Галиции» как раз попросил прислать ему файл для анализа. Но это, скорее, исключение, чем правило.

«Ралли в Украине»: Это очень неожиданно – ведь, думаю, многие уверены, что Николай Соболев не только готовит вам машину, но и работает с вами, как тренер. Неужели это не так?

Надежда Соболева: Я бы сказала – это происходит не так, как у других. Со своими учениками папа занимается иначе – «выкатывает» те или иные приемы, повторяя их много раз. Со мной так не бывает: он один раз показывает мне какой-то элемент, а дальше – сама. То есть, папа, конечно, является моим тренером – только методика у него не такая, как с другими.

Вот, например – за всю мою короткую карьеру папа всего лишь раз в жизни сидел со мной справа в спортивном автомобиле. Это достаточно забавная история, на самом деле. В самом начале он сел со мной справа и сказал – ну давай, рассказывай мне, что ты видишь впереди, как ты понимаешь дорогу. Я начала называть расстояния между поворотами – и все они были неправильными, ошибочными. Тогда папа выгнал меня из машины и сказал, что пока я не сделаю операцию, он ни за что не пустит меня за руль.

«Ралли в Украине»: Операцию?! Какую?!

Надежда Соболева: У меня было очень плохое зрение, один глаз видел хуже другого – видимо, из-за этого я и не могла оценивать правильно расстояния. В общем, на следующий день я уже была в Киеве и сделала операцию по коррекции зрения. А через месяц стартовала в гонке с Таней Кравцовой.

«Ралли в Украине»: Что же, получается – это не Николай Соболев научил вас ездить так быстро?

Надежда Соболева: Папа научил меня базовым приемам и навыкам. А дальше, я думаю, свою роль сыграли гены – потому что во многих ситуациях я интуитивно действую так же, как папа, и это оказывается правильным. Думаю, это как раз и есть наследственность.

«Ралли в Украине»: Итак, в этом году вы едете все гонки чемпионата Украины на ВАЗ 2108. Какая у вас цель на сезон-2021?

Надежда Соболева: Конечно, мы едем все гонки – потому что боевые километры очень важны для меня. Еще в прошлом году я плохо понимала, что делать с машиной в разных ситуациях, и из-за этого постоянно пыталась бросить газ. В этом году я намного лучше чувствую автомобиль, и еду гораздо увереннее. Но все равно, мы еще очень неопытный экипаж, поэтому километры и накат – это главное.

Цель? Ну конечно же, цель есть у всех. Не скрою, мне хочется и попасть в тройку призеров, и стать чемпионкой Украины. Но главное – я хочу объехать Николая Соболева)). Сейчас это невозможно; но кто знает, может быть, в конце сезона…

Фото © Александр Василюк, Евгений Олейников, Евгений Хитрук, Виталий Блашков, RallyVision

Читайте також:
Ралі в соцмережах

Авто для ралі

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Відео

Всі права на матеріали, розміщені на сайті Rally.in.ua, охороняються відповідно до законодавства про авторське право та суміжні права. При будь-якому використанні матеріалов сайту, гіперпосилання (hyperlink) на www.rally.in.ua є обов’язковим.

Контакти

Політика конфіденційності

Copyright © Ралі в Україні