18:13 07 Февраля 2022

20 лет спустя: MacCoffee Rally Team

Ровно двадцать лет тому назад, в начале 2002 года в Киеве состоялась официальная презентация только что созданной команды MacCoffee Rally Team. 

АвторВладимир НекрасовВладимир НекрасовПрофиль »

Я хорошо помню тот холодный вечер, когда я, будучи уже штатным сотрудником журнала «Автоцентр», вместе с Ларисой Мищанчук был делегирован в ночной клуб «Бинго» на презентацию новой раллийной команды MacCoffee Rally Team. По сути, именно тогда я впервые официально брал интервью у выдающегося спортсмена, чемпиона СССР и Украины по ралли Александра Петровича Салюка. Мы разговаривали о многом и разном – но наверняка ни он, ни я даже представить себе не могли, что только что рожденная MacCoffee Rally Team станет единственной командой, которая, меняя пилотов и названия, просуществует в украинском ралли 20 лет. И не просто просуществует, а выиграет восемь из двадцати состоявшихся чемпионатов!

И вот я опять еду в гости к Александру Петровичу – только теперь уже не в ночной клуб, а на автодром «Чайка». Мы поднимаемся на второй этаж его гаража, садимся за стол, открываем ноутбук и начинаем вспоминать…

«Ралли в Украине»: Александр Петрович, хотя основной темой нашего разговора будет команда MacCoffee, давайте все же сначала поговорим о событиях намного более ранних. Середина 80-х годов и ваши первые старты в ралли. Как это было?

Александр Салюк-старший: На самом деле, правильнее будет сказать, что в середине 80-х состоялось мое возвращение в ралли. Ведь впервые я стартовал в этой дисциплине еще в конце 70-х, на «копейке». Но так получилось, что буквально вторая же моя гонка закончилась аварией. И после этого я почему-то – уже и сам не понимаю, почему – решил, что побитая машина для ралли больше не годится. Восстановил ее, подготовил для кольца и фактически «забыл» про раллийную дисциплину.

Тем более, что в те годы мы имели возможность ехать все, что угодно. У меня в боксах стояло четыре машины, подготовленные под разные дисциплины автоспорта, и мы могли стартовать практически беспрерывно. Едем на кросс в Артемовск, оттуда самолетом на кольцо в Ригу, оттуда еще куда-то. Двадцать стартов за год – это был вполне нормальный календарь для спортсмена.

«Ралли в Украине»: И все это за счет ДОСААФ?

Александр Салюк-старший: Не совсем так. ДОСААФ или СКА, за который я выступал, оплачивали дорожных расходы, командировочные, предоставляли стандартную технику. Но если ты хотел ехать быстро и побеждать, то нужно было доставать спортивные запчасти – и вот это уже мы делали за свои. Обслуживали «частный сектор», копили деньги, а потом ездили в Тольятти и приобретали на заводе запчасти, специально изготовленные для автоспорта. Кому-то нравилось экспериментировать, вытачивать что-то самостоятельно. Я всегда делал ставку на надежность, поэтому покупал все проверенное, заводское.

«Ралли в Украине»: Наверное, выделяя средства на гонки, взамен ДОСААФ требовал от вас побед?

Александр Салюк-старший: Нет, я не могу сказать, что стояла задача выигрывать все и везде. Всегда побеждать было невозможно – особенно при том количестве участников соревнований. К примеру, когда я выиграл чемпионат СССР по кроссу, в моем классе стартовало 67 машин. На то, чтобы провести контрольные заезды, затем утешительные заезды, потом четвертьфиналы, полуфиналы и финал, уходило два дня. Победить в таком соревновании было очень тяжело, и случайной такая победа не могла быть. Все это понимали, поэтому задачи «умри, но выиграй все гонки» не было.

«Ралли в Украине»: Тем не менее, второй раз в ралли вы пришли, будучи уже достаточно известным спортсменом…

Александр Салюк-старший: Мне сложно судить – наверное, да. Я побеждал и в кроссе, и в кольце, так что, думаю, меня уже многие знали. Главным «виновником» моего возвращения был Юрий Одесский, который убедил меня в том, что ралли – это вершина автоспорта. А потом, на банкете после какого-то соревнования, мы разговорились с Женей Червоненко и решили ехать в одном экипаже. Это были годы перестройки; интерес к процессам, происходившим в СССР, был тогда очень большим, поэтому мы так и назвали команду – «Перестройка». И сразу же поехали в Европе – сначала на «классике», затем на «восьмерке».

Это было очень интересное время и интересные гонки. В основном это были горные дороги – Югославия, Австрия, Германия. Покрытие спецучастков могло меняться по ходу гонки несколько раз; если техничка могла приехать в нужное место, и у тебя были запасные колеса – ты мог их поменять. Если не было – значит, ехал по гравию на асфальтовых шинах и наоборот.

Я думаю, именно благодаря тому, что я много ездил в Европе, я и полюбил горные дороги. И потом, позже, в украинском ралли мне всегда больше нравились горные трассы – Шурдин, Карпаты, Ялта. Равнинные гонки – Херсон, Одессу – я всегда считал менее интересными.

«Ралли в Украине»: С другой стороны, выступая в Европе, вы не имели возможности попасть в сборную СССР…

Александр Салюк-старший: Ну так уж получилось, что свой первый чемпионат СССР мы выиграли только в 1991 году. Конечно, это было почетно и открывало двери в сборную. Это был бы уже другой уровень, в том числе и уровень финансирования из государственного бюджета. Но в этот момент СССР прекратил свое существование, и началось совсем другое время.

«Ралли в Украине»: После недолгого опыта езды на Lancia Delta вы надолго «обосновались» за рулем Ford Escort Cosworth. Как это получилось?

Александр Салюк-старший: Это заслуга моего штурмана Сергея Томчани. Ему по работе много приходилось бывать в Англии, там он каким-то образом вышел на компанию MLP, у которой мы и купили сначала N-групповый «эскорт», а затем и А-групповый. Наверное, если бы у меня в то время был нынешний опыт, я бы сделал выбор в пользу Mitsubishi – но это я сейчас так думаю. А тогда мы вполне были довольны «фордом».

«Ралли в Украине»: И вот так, постепенно, мы подходим к годам, которые вы сами часто называете «золотыми временами» – к появлению команды MacCoffee. Расскажите, как это все началось?

Александр Салюк-старший: Инициатива исходила, конечно, от Валеры Горбаня. В то время масштабные проекты хорошо работали, поэтому ему удалось убедить руководство компании Future Enterprises выделить часть рекламного бюджета на то, чтобы забрендировать какой-то спортивный автомобиль. О команде поначалу речь не шла – разговор начался только с одной машины и одного экипажа.

Нас свел с Горбанем общий знакомый, мотокроссмен Александр Морозов, – и мы начали прикидывать варианты, как это все лучше сделать. Можно было обновить и получше укомплектовать «фордик» – а можно приобрести новый автомобиль. Здесь мы поступили просто: я открыл автоспортивный каталог, где наглядно было видно, что абсолютное большинство побед в раллийных гонках за последние годы принадлежит Mitsubishi. После этого вопрос был решен; мы связались с компанией Ralliart и заказали постройку Lancer Evo VII.

На том этапе Валера рассматривал все это просто как бизнес-проект, относился к нему исключительно как менеджер. Поэтому я в какой-то момент и предложил не ограничиваться одним экипажем, а создать команду из двух машин. Саня тогда ездил на моей старой «восьмерке», ездил быстро, выиграл уже множество чемпионатов по кольцу, кроссу, ралли – поэтому выбор второго экипажа был очевиден.

Ну, а потом, еще через какое-то время Валерий Иванович настолько увлекся процессом, что решил и сам попробовать стартовать. Мы построили для него новую «восьмерку», попросили Борю Донского проехать с ним штурманом – и вот уже после этого он загорелся всерьез.

Продолжение

Фотогалерея презентации MacCoffee Rally Team 2002

Фото © Лариса Мищанчук, Владимир Васинчук, архив Александра Салюка

Читайте также:
Ралли в соцсетях

Авто для ралли

  • 255 110 Melnichuk 001
  • 255 110 Pushko 002
ТОП-Видео

Все права на материалы, находящиеся на сайте Rally.in.ua, охраняются в соответствии с законодательством об авторском праве и смежных правах. При любом использовании материалов сайта, гиперссылка (hyperlink) на www.rally.in.ua обязательна.

Контакты

Политика конфиденциальности

Copyright © Ралли в Украине