22:27 16 Вересня 2017

ОСОБОЕ МНЕНИЕ: ВСЕ ВРУТ КАЛЕНДАРИ

Очередное изменение дат этапов чемпионата Украины по ралли переполнило чашу моего терпения – что, собственно, и привело к написанию данного материала.

Не буду использовать лексику, которая вот уже два дня имеет место в рамках общения в узком кругу спортсменов и примкнувших к ним лиц. Возьму простые факты. В начале нынешнего сезона организаторы заявили следующее количество соревнований: Чемпионат Украины – 7 этапов, Кубок Лиманов – 6, Кубок Карпат – 4. По факту в ЧУ уже не состоялись две гонки, в лиманах – одна, Карпаты пока держат марку. При этом количество переносов дат перевалило за все мыслимые пределы.

Как говаривал товарищ Сталин, у любой проблемы есть имя и фамилия. Начнем с организатора ЧУ Олега Александровича Петрищева, который застолбил жирные даты в июле, августе и сентябре под Киев, Буковину и Днепр – а в итоге провел только Буковину, и то не тогда, когда обещал. Отметим также, что отмена заявленного им же на позднюю осень ралли «Полесье» на этом фоне как-то прошла незамеченной – вероятно, потому, что в него никто и не верил.

Добрых слов заслуживает и организатор Кубка Лиманов Виктор Александрович Шаповалов, откусивший роскошные выходные в конце сентября, а затем отказавшийся от их использования. И не нужно кивать на трагическую гибель Сергея Коробейникова, которая, якобы, послужила причиной для отмены «Аккермана». Во-первых, о том, что эта гонка не состоится в заявленные даты, было объявлено до случившегося. Во-вторых, не менее трагическая смерть Юрия Кочмара не помешала провести в Одессе гонку его памяти. Поэтому причины отмены нужно искать где угодно, но только не в ужасных событиях 9 сентября.

Наиболее невинной персоной в данной истории выглядит Сергей Петрович Еженков, который раньше всех подал на утверждение свой календарь – но в итоге задолбался переносить свои гонки. Апофеозом стало обращение львовянина в ФАУ с просьбой: в нарушение всех регламентов и предписаний позволить ему провести два этапа Кубка Карпат на разных трассах в один уикенд, с 13 по 16 октября. Исключение, неслыханное в мире ралли, было сделано – и дай Бог, чтобы оно осталось единственным примером в истории.

В итоге, при полупустых июле, августе и сентябре мы имеем перенасыщенный октябрь, когда в течение трех недель в разных регионах страны пройдет четыре соревнования по одной и той же дисциплине. Даже при самом большом желании и аналогичном по размеру бюджете проехать все это нереально – хотя бы потому, что упомянутый бюджет когда-то нужно и зарабатывать.

Глядя на все это, я все чаще вспоминаю интервью, которое дал мне Валерий Горбань несколько лет тому назад. Основной мыслью, которую он тогда неоднократно повторил, было: для занятий автоспортом критически важно иметь понятный и стабильный календарь. Тогда я, признаюсь, недооценил Валерины слова – мол, что календарь? Куда важнее иметь хорошую машину, штурмана, механиков, тренировки… да что там? деньги надо иметь, прежде всего! Все так – кивал Горбань, – но без календаря это все будет потрачено впустую.

Теперь я его понимаю всецело. 

По моему мнению, составлением календаря в нашей стране должен заниматься герой Джейсона Стэтхема из фильма «Перевозчик», который в своей творческой деятельности руководствовался тремя железными правилами. Единственное отличие – в нашей ситуации правил должно быть не три, а чуть больше. Вот как они должны выглядеть:

Правило первое. Количество этапов в любой серии не должно превышать пяти, из которых в зачет идут четыре лучших результата для каждого спортсмена. Это как раз то условие, которое, с одной стороны, практически исключает случайные победы – а с другой, позволяет использовать какие-либо несложные тактические ходы. Немаловажно и то, что на пять гонок в году найти бюджет может минимум половина активного пелотона – а вот больше для многих уже тяжело.

Правило второе. Этап, не состоявшийся в отчетном году по любой причине, кроме форс-мажорной, на следующий год в календарь этой серии не включается. Как говорится, умри – но сдохни. Заявил гонку – проведи любой ценой. Не смог – будь любезен, тренируйся на кошечках. Если уж так хочется все же провести именно эту гонку именно в этом городе – пожалуйста, докажи всем, что можешь это сделать вне серии (как, например, это делает в Харькове Алексей Николаевич Беседин). Иначе это называется спекуляция брендом и шантаж спортсменов.

Правило третье. Между соревнованиями не может быть интервала меньше, чем две недели. При этом лукавые ходы типа «там ралли, а здесь мини-ралли» за отмазку не канают – пелотон один и нечего его дробить. Борьба за клиента должна проходить в равных условиях. В чистой теории любой спортсмен должен иметь возможность принять участие во всех заявленных соревнованиях, даже если таких спортсменов сейчас в Украине мало. Не забывайте, кстати, что именно такие люди приносят организаторам львиную долю доходов.

Правило четвертое. Переносы соревнований должны быть запрещены от слова «вообще». Ни для кого никаких исключений делать нельзя, никогда и ни за что. Этот тезис, пожалуй, требует более развернутого объяснения, поскольку звучит он несколько резковато. Что ж, извольте.

Переносы гонок – это главное зло нашего автоспорта. Во-первых, это не позволяет ничего планировать – ни график, ни бюджет. Хоть я и не спортсмен, приведу пример из личного опыта. В начале лета мне нужно было сделать выбор – или «Львовский Стандарт» в июле, или «Буковина» в августе. По своим внутренним причинам я сделал выбор в пользу «Буковины».

Мы распланировали бюджет, взяли отпуска на работе, пристроили детей к бабушкам и так далее. В итоге я не поехал никуда, потому что «Львовский Стандарт» я изначально решил пропустить, а «Буковину» перенесли на те даты, которые мне уже не подходили. Поверьте, что ловля крокодилов на живца была самой легкой пыткой, которую я придумал для авторов этого бардака.

Во-вторых, что важнее, перенос соревнования, включенного в серию – это искусственное создание неравных условий для участников, что является грубейшим нарушением основного принципа спортивной борьбы. Предположим, мы с Васей Пупкиным сражаемся за победу в турнире. Перенос любого этапа на новые даты означает, что, в теории, я на него приехать не смогу – а Вася сможет. Или наоборот, не принципиально. Важно, что в этом случае кто-то из нас получает совершенно незаслуженное и ничем не оправданное конкурентное преимущество. И побеждает не потому, что он быстрее, а потому, что какой-то рукожоп не смог провести гонку в заявленные им же самим даты.

Вот как минимум две причины того, что практику переносов соревнований нужно искоренить, как класс. ОК, если гонка не входит ни в одну серию – двигай ее, куда хочешь. Но если ты заявил свое соревнование, как этап какого-либо турнира – будь любезен провести его в срок. Или отменить.

Правило пятое и последнее. Хватит ныть. Нытье к рассмотрению не принимается. Организаторов никто не заставляет проводить гонки – точно так же, как спортсменов никто не заставляет гоняться. Все участники процесса делают это, поскольку хотят делать. Мотивация у каждого своя – кто-то зарабатывает, кто-то удовлетворяет свои амбиции, кто-то больше ничего не умеет, а кто-то просто перед девочками рисуется. Но никто никого не заставляет.

Не можешь стартовать – стой на обочине и смотри. Не можешь поехать на гонку – следи за онлайном. Не можешь провести соревнование в заявленные сроки – иди выращивай клубнику. Там, правда, тоже нытье не принимается: вовремя не собрал ягоды – они сгнили под кустом и большой привет. Природа ждать не будет, пока ты расчехлишься. Вот и вы не должны.

Поймите, пожалуйста, простую истину. Не гонщики существуют для организаторов и федерации. Федерация и организаторы существуют только потому, что есть группа укушенных балбесов, которым хочется в равных условиях выяснить, кто пройдет этот поворот на скорости 200 км/ч, а кто – 199. И поскольку именно эти балбесы являются заказчиками, их интересы должны учитываться в первую очередь. Если клиента не удовлетворяет сервис, он уйдет к другому поставщику. И по-другому не будет, даже если кому-то этого очень хочется.

PS. Предвижу комментарии в стиле «если ты такой умный, возьми да составь календарь соревнований на 2018 год». Поверьте, я с этого начал. Я сделал то, что делал в комитете ралли в 2012 и 2013 годах – а именно, взял экселевский файлик и расставил все имеющиеся соревнования в полном соответствии с вышеизложенными правилами. И все у меня получилось.

Автор © Володимир Некрасов

Читайте також: