22:37 29 Жовтня 2008

Владимир Петренко: а ведь он такой один!

Вторая часть нашего интервью с Владимиром Петренко посвящена, скорее, не столько самому пилоту – сколько его команде и его роли в ней.

 «Ралли в Украине»: Вернемся к команде Ace Racing, созданием которой вы с Глебом Загорием занимались с самого начала вместе. Какова твоя роль в коллективе? Ты влияешь на принятие каких-то решений?

Владимир Петренко: Стратегически важные решения принимает Глеб, но мое мнение при этом играет определенную роль. К примеру, могу сказать тебе, что приглашение в команду Юры Протасова – моя идея. В определенный момент мне показалось, что Юра наконец-то перестал бить машины, стал взрослее, серьезнее. Именно тогда мы пригласили его выступать за Ace Racing, о чем сейчас никто не жалеет.

«Ралли в Украине»: То есть чисто теоретически можно предположить, что если ты посоветуешь взять в команду того или иного пилота, то Глеб так и поступит?

Владимир Петренко: Возможно.

«Ралли в Украине»: В свете этого стоит вспомнить о созданном недавно «Petrenko Rally Club» – ведь это, как я понимаю, свого рода школа для начинающих?

Владимир Петренко: В общем, да – хотя официально такой структуры пока нет. Но мы занимаемся с двумя экипажами, которые сейчас вполне успешно выступают в ралли на серийных автомобилях – это экипажи Лукьянов/Леонова и Анпилогов/Толубко. Насчет их потенциала распространяться не буду – согласись, что люди, не имеющие таланта, не возглавляли бы гоночную серию, пусть и любительскую. Но, конечно, вопрос их участия в профессиональном ралли во многом зависит от бюджета, который, как ты понимаешь, не сравним с аматорским.

«Ралли в Украине»: А чем должен располагать водитель, который хочет прийти к тебе учиться? И вообще, может ли человек с улицы стать твоим учеником?

Владимир Петренко: Конечно, может – почему нет? По сути, для этого нужны автомобиль, весьма скромный бюджет, который идет на аренду автодрома плюс покупку расходных материалов, и желание серьезно заниматься спортом. Ну и способности, естественно. Тут без вариантов: если я увижу, что у человека нет способностей, заниматься с ним я не стану.

«Ралли в Украине»: Что, вот так прямо скажешь человеку, что из него ничего не получится?

Владимир Петренко: К счастью, пока не приходилось, потому что такие люди сами пропадают после двух-трех занятий. Но если понадобится – скажу.

«Ралли в Украине»: Хорошо, с гонщиками разобрались – давай поговорим о технической стороне вопроса. Вы одно время сотрудничали со Збигневом Стецем, затем с Валерием Разумовским, а теперь занимаетесь своими машинами сами. Как и почему принимались эти решения?

Владимир Петренко: Во-первых, работать со Стецем мы не перестаем. Мы давние друзья, и вот, например, на Ялтинской гонке в этом году машину Протасова готовило и обслуживало ателье Stec RalliArt. А вот о причинах прекращения сотрудничества с Разумовским я говорить не готов. Могу только сказать, что они, скорее, инженерные, чем человеческие – потому что дружеские отношения связывают нас с Валерой по-прежнему.

«Ралли в Украине»: Насколько я помню, после того, как в начале 2001 года ты пересел с Renault Clio на Mitsubishi Lancer Evo, ты остаешься верен этой марке. Не было желания попробовать что-то другое – например, Subaru?

Владимир Петренко: Никогда. Это и не имело бы смысла – ведь с каждым годом объем наших знаний и наработок по Mitsubishi все увеличивался, мы узнавали об этих машинах все больше. Желание попробовать в деле Subaru привело бы к тому, что нам все пришлось начинать заново. Какой из этого вышел бы толк?

«Ралли в Украине»: Однако Андрей Александров в одном из интервью признавался, что зимой 2006 года команда Ace Racing обращалась к нему с предложением о сотрудничестве…

Владимир Петренко: Да, это правда, но причины у такого предложения были несколько иными. Вспомни, наш главный конкурент, команда MacCoffee, к тому моменту уже был готов выступать на трех полноприводных автомобилях, тогда как у Ace Racing был только один. Действительно, мы предлагали Андрею объединить усилия и заявляться, как одна команда. При этом технический бренд Aleksandrov Engineering оставался бы независимым. Возможно, со временем из этого и получился бы интересный проект – ведь такая совместная структура обладала бы огромным финансовым, техническим и инженерным потенциалом; она могла бы заниматься и Mitsubishi, и Subaru. Но Андрей не принял наше предложение. К сожалению, теперь у него уже не спросишь, чем он руководствовался…

«Ралли в Украине»: Итак, ты обслуживаешь и настраиваешь свой автомобиль сам – и тут уж наверняка все решения принимаешь ты?

Владимир Петренко: Скажем так, их подсказывает опыт и результаты проведенных гонок и тестов.

«Ралли в Украине»: Хорошо, давай возьмем конкретный пример. Я заметил, что в этом сезоне ты стартуешь то на покрышках BF Goodrich, то на Kumho. Как ты выбираешь, какую резину поставить?

Владимир Петренко: Да, действительно, в этом году у нас появился новый технический партнер Kumho Tires, который перед началом сезона предоставил в наше распоряжение определенное количество гравийных и асфальтовых покрышек. Мы попробовали их на первом же этапе чемпионата в Каменце-Подольском, и остались очень довольны работой мягкого состава резины.

В тех условиях, когда погода была относительно холодной, а трасса – вязкой и скользкой, Kumho работали лучше, чем BF Goodrich, позволяли позже и увереннее тормозить и так далее. Тот же самый мягкий состав мы использовали и на спринт-ралли в Черновцах, и он тоже проявил себя великолепно. Для жаркой львовской погоды данный состав резины не подходил; зато на прохладной и влажной ялтинской трассе мягкие слики Kumho опять показали себя с лучшей стороны. Иными словами, именно фактор погоды и температуры является одним из решающих при выборе резины.

«Ралли в Украине»: А насколько сложно изменить настройки автомобиля при смене одной резины на другую?

Владимир Петренко: Ничего сложного в этом нет, изменения лишь немного касаются настроек подвески. Собственно говоря, это и позволяет нам вовсю экспериментировать с резиной даже по ходу гонок, проезжая одну и ту же связку спецучастков на разных покрышках. Хотя, конечно, для того, чтобы добиваться лучших результатов, нужно проводить большее количество тестов между гонками. К примеру, с мягким составом Kumho мы уже разобрались, однако прежде чем использовать в гонках другие типы этой резины, нам предстоит тщательно ее протестировать, изучить параметры, момент выхода на рабочую температуру и так далее.

«Ралли в Украине»: Как ты считаешь, кому тесты приносят больше пользы – гонщику или его машине? Грубо говоря, тесты – это тренажерный зал или исследовательская лаборатория?

Владимир Петренко: Пользу тестов нельзя переоценить, но для спортсмена лучшие тесты – это гонка. Посмотри, например, на тех пилотов, которые добились в этом году значительного прогресса – Юра Протасов, Юра Шаповалов, Игорь Чаповский… Все они проводят очень много времени на трассе, стараются выступать не только в Украине, но и в нескольких соседних чемпионатах. Чем больше километров ты проедешь в боевом режиме, тем больше гоночного опыта появится у тебя за плечами.

«Ралли в Украине»: Поскольку у тебя опыта за плечами немало, спрошу напоследок – какие перспективы ты видишь у нашего ралли?

Владимир Петренко: Честно сказать, меня и происходящее вокруг не очень-то радует, а уж о перспективах говорить вообще сложно. Вот, допустим, автомобили класса Super 2000 – это перспективно? На мой взгляд – да, очень. Но в отличие от остальной Европы, в Украине комитет ралли решил, что они не могут соревноваться с N-группой… Почему бы не внести соответствующие изменения в регламент, разрешить желающим использовать эту новую, интересную технику? Разговоры о том, что она намного дороже, меня не убеждают. Предположим, Super 2000 стоит в зависимости от подготовки 200-250 тысяч евро. Но сейчас и N-групповый Mitsubishi топовой подготовки обойдется ненамного дешевле… А с появлением десятой эволюции цена еще поднимется, и, будь уверен, достигнет двухсот тысяч – если не превысит эту сумму.

«Ралли в Украине»: Кстати, о «десятке» – что ты знаешь об этом автомобиле? Слухи ходят самые разные…

Владимир Петренко: Мне кажется, это будет отличная машина. Она ненамного, килограмм на 50 тяжелее предшественницы, но более мощный мотор должен компенсировать этот вес. А так – у нее много новых решений, совершенно другая структура и жесткость кузова… Очень много нового. Вот это и есть перспектива в чистом виде – потому что, на мой взгляд, в следующем году Evo X на украинских трассах вряд ли появится…

Автор © Володимир Некрасов

Фото © Лариса Мищанчук, Сергей Холодило, Владимир Некрасов

Читайте також: