Основная претензия, возникающая у спортсменов и поныне – слабая организационная составляющая херсонских ралли. Читая газетные и журнальные вырезки 13-летней давности, не перестаешь удивляться: столько лет прошло, а проблемы все те же! Интервью, комментарии гонщиков словно написаны под копирку: «Отличная трасса, сложная гонка – но уровень судейства, организации, перекрытия не выдерживает критики». И все же, все же… Несмотря на вышесказанное, мы включаем «Чумацкий Шлях-1998» в список лучших гонок в истории раллийной Украины – потому что с точки зрения спортивной борьбы и драматургии соревнования это было действительно одно из интереснейших ралли своего времени.
Общая диспозиция
Два десятка лет назад «Чумацкий Шлях» представлял собой куда более разнообразное с точки зрения трассы соревнование, нежели это принято сейчас. Гонка шла в три дня, причем первый был посвящен асфальтовому прологу, проходившему по аллеям парка в центре города. Второй день начинался с хорошо знакомых нынешним болельщикам «параллельки» и следующего за ней СУ «Степь», а продолжался далеко за городом, на тяжелых песчаных допах «Полигон» и «Казачьи Лагеря». Отметим, что именно «Лагерям» досталось больше всего критики от спортсменов, которым больше пришлись по душе быстрые спецучастки третьего дня гонки – возможно, из-за этого данный доп вскоре перестали включать в маршрут «Шляха». В общем же дистанция трехдневного ралли составила 359 км, из которых 120 пришлись на специальные участки. О трудности трассы, кстати, говорит и тот факт, что из 21 экипажа, вышедшего на старт, до финиша «Чумацкого Шляха-98» добрались лишь 11.
Дебют: Салюк-младший
К осени 1998 года Александр Салюк-младший был если не состоявшимся, то весьма громко заявившим о себе гонщиком. На тот момент, о котором идет речь, в его активе уже был титул чемпиона в автокроссе и статус лидера кольцевого чемпионата (причем топового, 12-го класса). Да и в ралли Саша не был новичком, проведя уже четыре гонки в роли штурмана. Однако именно «Чумацкий Шлях» 1998 года стал первой раллийной гонкой, где Салюк стартовал в роли первого пилота. Дебют до поры до времени выглядел просто феноменальным – после семи допов два Александра, Салюк и Горбик, занимали пятое место в абсолюте! Однако СУ8 стал для них последним: экипаж вылетел с трассы, застрял в песке, долого откапывался и был в итоге снят с соревнования.
Дуэль гонки: Ростоцкий и Салюк-старший
В 1998 году техническое преимущество в споре двух записных фаворитов всех годок 90-х годов было еще на стороне Александра Салюка, который управлял А-групповым Ford Escort RS Cosworth. Ростоцкий же тогда выступал еще на N-групповом Mitsubishi Lancer Evo IV (эпоха Ford Escort WRC наступит позже, в 99-м). Тем не менее, херсонскую гонку оба дуэлянта начали буквально колесо-в-колесо: на первых спецучастках Салюк выигрывал у Ростоцкого две-три секунды. Ситуация резко изменилась с переездом пелотона на песчаные допы, где уже Василий привез Александру шесть секунд с первого же допа. Следующий спецучасток соперники проехали с идентичным временем (напомним, что в те времена хронометраж велся с точностью до секунды), а еще одним допом позже интрига внезапно скончалась: Салюк налетел на пенек и существенно повредил автомобиль. Для завоевания чемпионского титула Ростоцкому оставалось только благополучно доехать до финиша, что он и сделал.
Аварии: Александров и Алейников
Андрей Александров положил начало череде сходов, так же, как и Салюк-старший, напоровшись после прыжка на спрятавшийся в траве пенек (происходило дело на спецучастках, проходивших по лесу). Однако едва ли не более обидным был сход семейного экипажа Леонида и Феликса Алейниковых, у которых на последнем СУ гонки буквально загорелся двигатель. Экипаж финишировал, после чего принял мужественное решение добраться до финишного КВ в центре Херсона. Под пристальным внимание соперников, которые хотели исключить любую возможность оказания конкуренту посторонней помощи, Алейниковы отправились в Херсон… Увы, через 15 км двигатель сдался окончательно.
Казус гонки: братья Железко
Алексей Железко в течение всей своей карьеры славился, как «гонщик одной педали», ездящий по принципу Колина МакРэя – «газ до железки». Неудивительно, что и описываемая нами гонка закончилась для него столкновением с деревом, после которого продолжать ралли возможным не представлялось. Однако куда более любопытный казус произошел с его старшим братом Русланом. Буквально за несколько секунд до его появления на финише одного из допов на трассе откуда ни возьмись появился «жигуль» с грибниками… Не растерявшийся судья финиша чуть ли не насильно вытолкал потенциальных жертв с дороги – однако за своими прямыми обязанностями уследить не успел. В результате Железко пересек финишную линию, а точное время засечь не получилось (в то время хронометраж производился по отмашке клетчатым флагом). Увы, история умалчивает о том, каким именно образом Руслану было назначено время на том СУ…
Подвиг гонки: Петренко
Экипаж Владимира Петренко и Игоря Полутова держался в тройке призеров абсолюта когда по финишу второго дня всплыла неприятность: коробка передач отказалась работать. Петренко принимает отчаянное решение съездить в Киев за запасной коробкой – благо, вся ночь впереди. Подвиг почти удался, но только почти: на обратной дороге пилот попал в жесточайший туман; для того, чтобы выйти на старт, не хватило буквально получаса. Однако жестокая ирония судьбы заключалась в том, что за ночь, пока Петренко изо всех сил мчал в Киев и обратно, его механики реанимировали стоявшую на Renault Clio коробку – и необходимость в запасной попросту пропала…
Герои второго плана: Карпенко и Лакушев
Залогом успеха в этой гонке была осторожность – слишком многие «горячие головы» разбили свои автомобили на лесных спецучастках. В полной мере это качество проявили Юрий Карпенко и Анатолий Лакушев. В результате Карпенко на домашней трассе повторил свой лучший результат в карьере, финишировав вторым в абсолютном зачете гонки (первый раз красная Lancia Delta завоевала «серебро» на предыдущем этапе чемпионата в Днепродзержинске). Что же касается Лакушева, то победа в классе А, N7, одержанная в Херсоне, стала очередным кирпичом в фундаменте его наивысшего достижения – чемпионского титула, завоеванного в 1998 году.
Что было дальше?
Слухи, ходившие о вероятности проведения шестого этапа ЧУ в Киеве, так слухами и остались – финал чемпионата прошел в Карпатах. Ралли «Львовская Осень» расставило точки над «і»: к досрочно завоевавшим титулы Василию Ростоцкому и Александру Андриященко присоединились Руслан Железко и Анатолий Лакушев. А уж в следующем году наше ралли впервые в своей истории встретилось с автомобилем класса WRC и первым в его истории иностранцем, ставшим чемпионом Украины по ралли…
Фото © Владимир Васинчук