20 Октября 2017

Ралли «Ворота Украины»: двери в будущее?

Не торопитесь скептически ухмыляться – возможно, прочитав данную статью, вы тоже сможете разглядеть в нынешнем Кубке Карпат определенную надежду на будущее.

АвторВладимир НекрасовВладимир НекрасовПрофиль »

Нечего и говорить, спортивная составляющая пятого в истории ралли «Ворота Украины» не представляла интереса ни для кого, включая самих соревнующихся. Четыре экипажа на старте и финише – такого в Украине не было еще никогда. Больше того, ни разу ни на одном из спецучастков расстановка сил среди пилотов не поменялась: Козлов, Проценко, Слезинский, Криль. Разрывы между спортсменами на финише – от 20 секунд до минуты. Кошмар, а не гонка.

Казалось бы, организатору этапа не позавидуешь. Потрачены силы и средства, мобилизованы судейские бригады и маршалы, изготовлены афиши и кубки – а для кого? Скольких зрителей привлечет шоу с участием четырех машин? Скольким спонсорам удастся объяснить, что это – хороший инструмент для продвижения их бренда?

В общем, печаль, да и только.

Но, как сказал классик – Midnight is where the day begins. Полночь – это лишь начало нового дня, если кто не понял. Давайте отвлечемся от количества участников данного ралли, а посмотрим на предложенную организатором трассу. Причем посмотреть предлагается буквально, а именно – с помощью онборда экипажа Олега Слезинского и Юрия Бишко.

Конечно, после просмотра данного видео возникают вопросы. Не многовато ли на данном СУ прямых отрезков? Не маловато ли поворотов с крутизной «5» и «6» (согласно стенограмме данного экипажа)? Не высоковата ли максимальная скорость моноприводного Opel в 174 км/ч для трассы, большей частью проходящей мимо жилых домов? Да и вообще, так ли интересен этот спецучасток с точки зрения профессионального спортсмена-раллиста?

Но при всей неоднозначности конфигурации этой трассы совершенно точно можно сказать одно: такого ровного тармака в истории нашего ралли не было, наверное, никогда. Пусть меня поправят более опытные товарищи, но мне приходит на ум не так уж много гонок, где асфальт был основным покрытием. Если не принимать во внимание различные городские прологи и супер-спешиалы, то асфальтовых ралли в Украине было шесть:

Ралли «Киев», 1995 – 1996 годы

Ралли «Столица», 1999 – 2005 годы

Ралли «Ялта», 2005 – 2013 годы

Ралли «Алушта», 2010 – 2011 годы

Ралли «Галиция», 2010 год

Ралли «Ворота Украины», 2014 – 2017 годы

Что можно сказать об этом, мягко говоря, скромном списке? Киевские ралли всегда отличались короткими спецучастками, которые зачастую приходилось переводить в дорожный режим по соображениям безопасности (читай – из-за неконтролируемого поведения зрителей). Ялтинское ралли, конечно, было жемчужиной украинского спорта – но при всей сложности трассы назвать ее покрытие чистым асфальтом тяжело. Скорее, как говорил Владимир Тесленко, это была «помесь асфальта с крокодилом». Своеобразная, тяжелая, непредсказуемая, интересная – но помесь. Аналогично и «Алушта» – спецучастки плюс-минус одинаковые. 

«Галиция» образца 2010 года проходила по Верецкому перевалу, где пропорции между асфальтом и крокодилом были еще сильнее смещены в сторону земноводного. Собственно, то же самое можно сказать и о предыдущих изданиях «Ворот Украины» – поскольку их маршрут неизменно пролегал через все тот же Верецкий. Чтобы было понятно, это именно та дорога, благодаря которой в наш раллийный обиход вошел термин «карпатский асфальт» – т.е. некие остатки дороги, в которых общая площадь дыр превышает общую площадь собственно асфальта.

Согласитесь, то, что мы видим на приведенном выше онборде, радикальнейшим образом отличается от всего, что раньше в украинском ралли называлось асфальтом. Спецучасток «Мохнатое» (он же «Штуковец») – это нормальный, человеческий, ровный асфальт. Такой же, как в Чехии, Словакии, Бельгии, Франции. Повторимся – возможно, слегка быстроватый. Возможно, не очень «рабочий». Но это – асфальт, а не хрен пойми что.

 А теперь давайте поднимем голову и посмотрим на то, какими темпами движется ремонт дорожного покрытия во Львовской, Закарпатской, Ивано-Франковской областях. Давайте откроем список приоритетов «Укравтодора». Давайте обратим внимание, наконец, на тот факт, что за последние полтора-два года в украинские (особенно западноукраинские) дороги было вложено больше, чем за все годы нашей независимости.

И тогда мы поймем, что ралли «Ворота Украины» действительно может на 100% оправдать свое название – причем, потенциально, оно должно стать воротами, открывающимися в обе стороны. При надлежащей рекламе европейские экипажи рано или поздно потянутся на наши гонки – хотя бы потому, что у нас это минимум вдвое дешевле, чем у них. С другой стороны, возможно, и наши спортсмены со временем перестанут быть мальчиками для битья на асфальтовых ралли, коих в нынешней Европе, увы, большинство.

Да, для этого придется вспомнить, что такое слики, как настраивают кольцевую подвеску и почем стоят 18-дюймовые диски. Да, для этого придется тренироваться, получая в процессе синяки и шишки (в том числе, и в смысле техники). И, конечно, все это стоит денег. Но другого пути в мировое ралли нет – поскольку умение ездить туда-сюда по грунтовой дорожке, нарезанной в чистом поле, там, увы, не засчитывается. А мы, к сожалению, на данный момент ничего другого не умеем.

Фото © Галицкий Автомобильный Клуб

Авто для ралли

ТОП-Видео