ОСОБОЕ МНЕНИЕ: РАЛЛИЙНАЯ ПЕРЕЗАГРУЗКА

Typography

Пора посмотреть правде в глаза и сказать это вслух: если мы не хотим, чтобы украинское классическое ралли исчезло, как дисциплина, ему нужна срочная перезагрузка.

Ралли, как вид автомобильного спорта, сейчас переживает непростые времена не только у нас, но и по всей Европе. Пожалуй, хорошо себя чувствуют только те страны, где ралли традиционно пользуется всенародной любовью – Финляндия, Эстония, Чехия, Италия, Испания… Но если посмотреть хотя бы на ту же Латвию, еще несколько лет назад считавшуюся у нас полноценным примером для подражания, то станет очевидно – у них тоже дела не сахар. Что уж говорить тогда о Болгарии, где полный привод фактически исчез, как таковой!

На этом фоне ситуация в Украине может показаться не такой уж и печальной: все же у нас проходят какие-то соревнования, собирающие какой-то канал с какой-то наполняемостью, а иногда и с подобием какой-то интриги. Ключевое слово здесь «какой-то». Даже не проводя параллелей с легендарным 2013-м годом, который навсегда стал эталоном качества в украинском ралли, можно легко заметить все признаки прогрессирующего кризиса:

Пелотон из года в год сокращается.

Стабильного календаря соревнований нет.

Контроль за соблюдением положений общего и технического регламентов становится все менее жестким.

Новой современной техники в канале нет.

Молодых талантливых пилотов и штурманов практически нет.

Новых организаторов соревнований, за единичными исключениями, нет.

Вполне очевидно, что прежние методы развития дисциплины, работавшие ранее, результата больше не приносят. Для того, чтобы выйти из мертвой петли, нужны новые, возможно – революционные подходы, которые базировались бы не только на опыте прошлых лет, но и на существующих реалиях. А они таковы: современное украинское ралли, без учета соревнований для серийных автомобилей, представляет собой три действующие гоночные серии.

Кубок Карпат – региональная серия, проходящая в нескольких областях Западной Украины. К ее плюсам относятся однозначно интереснейшие трассы и неплохой, в целом, уровень организации соревнований. Минус фактически один, но неисправимый: удаленность от городов, где базируется большинство команд и экипажей. Высокие логистические затраты критично сказываются на наполняемости канала – а это, в свою очередь, не позволяет организаторам динамично развиваться.

Кубок Лиманов (он же ЧУ по мини-ралли) – региональная серия, проходящая преимущественно на Юге Украины. Достоинствам ее нет числа: отличная организация, хорошая наполняемость (как следствие – плотная конкуренция), высокий (едва ли не лучший в стране) уровень безопасности, относительно низкая затратная часть. Наиболее заметные минусы – крайне вольготное отношение к техническому регламенту и многократно повторяющиеся спецучастки, что не способствует развитию как пилотской, так и штурманской школы.

Чемпионат Украины по ралли – некогда наиболее престижная национальная серия, проходящая в разных регионах страны. По сути, от былого величия ЧУ на данный момент остался один лишь статус – да и тот с появлением «альтернативного» ЧУ по мини-ралли существенно поблек. Минусов же хоть отбавляй: постоянные отмены и переносы соревнований, высокие логистические затраты, слабая конкуренция. К тому же, в последнее время наметилась тенденция к упрощению маршрутов гонок (по сути, схема ЧУ медленно сводится к «лимановскому» формату), что фактически нивелирует разницу между ЧУ и формально более низкими по статусу турнирами.

Объективности ради стоит упомянуть и отдельно стоящее соревнование – ралли XADO DRC, раз в год проходящее в Харькове. Увы, за несколько лет существования ему так и не удалось войти в календарь какой-либо серии, равно как и стать основой для нового турнира. Но тем не менее, гонка эта существует и проходит регулярно, пользуясь успехом у некоторой части раллийного пелотона.

Итак. Резюмируя, можно сказать: Кубок Карпат – неплохо, но далеко и дорого. Лиманы – доступно, но интересно, в основном, для начинающих или эпизодически стартующих пилотов. Чемпионат – потенциально заманчиво, но абсолютно ненадежно и неподвластно планированию.

Но это еще не все. Случайно или намеренно, но при составлении общего календарного плана соревнований даты проведения этапов всех перечисленных серий не разносятся на должное расстояние друг от друга. Как следствие, спортсменам приходится постоянно делать выбор, в результате чего и без этого скромный пелотон дробится на совсем уж мелкие фракции. Когда же одно или несколько соревнований отменяются (переносятся), все планы гонщиков, их спонсоров и болельщиков идут прахом.

В сухом остатке мы имеем неуклонно растущую апатию спортсменов по отношению к украинским раллийным соревнованиям. В который раз полировать заученные трассы им становится скучно. Новые дороги вызывают интерес, который тут же убивается несоблюдением календаря. Постепенно экипажи, имеющие бюджет и амбиции, уходят в зарубежные чемпионаты; те же, кто не столь свободен в выборе, либо останавливаются в своем развитии, либо и вовсе «вешают шлема на гвозди».

Что же можно сделать для изменения направления этого печального вектора? Как вернуть интерес спортсменов, прессы, болельщиков к раллийным гонкам в Украине? Как эффективно использовать имеющиеся раллийные трассы и оставшихся организаторов соревнований? Как оживить интригу и сформировать стабильный, наполненный пелотон?

Проект «Ралли в Украине» предлагает всем неравнодушным высказать свои соображения на данную тему – в любой удобной форме. Комментарии, письма, полемика, споры – для поисков решения этой задачи хороши любые средства. Ну, а мы, в свою очередь, постараемся на основании ваших предложений сформулировать и донести до руководства Автомобильной Федерации возможные варианты выхода из сложившейся ситуации.

Фото © Владимир Некрасов, Сергей Холодило

АВТО ДЛЯ РАЛЛИ

ТОП-ВИДЕО

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

влажность:

давление:

ветер:

Real Time Web Analytics